Форма входа
Главная » Секции » Секция "Образовательные системы"

Педагогика Френе
24.03.2013, 14:59

Педагогика Френе

Как воспитать ребенка здоровым, разумным, деятельным членом общества 

Онлайн-семинар: 17 апреля, среда. В 10.30 мск

  • Вы родитель ребенка, который ничем не интересуется и ничего не хочет делать? 
  • Вы учитель, которому надоело вещать у доски? Вам хочется, чтобы на уроке кипела жизнь, рождались идеи, дети учились по собственному желанию, а не из страха перед двойкой?
  • Вы директор и вам хочется, чтобы ваша школа была нескучной, деятельной? 
  • Вы разумный взрослый, которому важно, чтобы дети думали самостоятельно, а не повторяли чужие мысли, чтобы они исследовали и придумывали, а не корпели часами на скучными домашними заданиями?
На семинаре мы подробно изучим:
  • Как пробудить детское любопытство и построить образовательный курс, ориентированный на живой интерес конкретного ребенка, его собственные вопросы, а не на требования стандартной программы?
  • Как организовать образовательные десанты, превратив ребенка из потребителя знаний – в их носителя, можно даже сказать – просветителя?
  • Как изменить унижающую ребенка пятибалльную систему оценивания вдохновляющими Маршрутными листами?
  • Как школу теста превратить в школу Текста?
В ходе онлайн-семинара вы сможете задать ведущему свои вопросы и в дальнейшем получить поддержку наших специалистов.

Обращаем внимание педагогических коллективов! 

Рустам Курбатов готов дать квалифицированную консультацию как родителям, так и директорам школ, педагогам. Он расскажет, как построить отношения с детьми немного на других основаниях, чем бывает в традиционной системе. Меньше казённости и схоластики — больше доверия, сотрудничества и свободы. 

Чем государственная школа не устраивает большинство детей и даже многих взрослых?

Я как-то случайно купил и прочитал книжку Селестене Френе - рассказ о школе, где дети могут ходить по классу, выбирать задание, делать то, что им интересно. Я в тот момент работал в средней школе учителем истории, классное руководство в 5 классе, обычные дети. Это был мой первый и единственный класс в школе (в смысле классного руководства). Я жил с этими детьми: каждый день - до 6 часов в школе, каждую субботу - на реставрационных работах в Москве, каждые каникулы - походы. А в классе положено заставлять их сидеть неподвижно, молчать и списывать с доски… 

Подумал: а вот если б с моими Толиком, Димой, Лёшой, Максимом - вот если б с ними такой класс сделать... 

Ведь понимал, что нельзя. И уже собрался уходить со школьной зоны. Но подумал (молодой был): «А вот приду я к директору школы и скажу: "Светлана М., а дайте попробовать сделать такой класс - и не уйду я никуда из государственной школы, и останусь я на этой зарплате, хоть семью как-то надо кормить и свой ребенок уже родился..."»

Помнится, шел с электрички по шпалам и мечтал: «А вдруг Светлана М. загорится...»

Как вы думаете, какой был ответ?

В чем суть педагогики Френе?

Ребенок принес в класс череп дохлой крысы…

Это случилось лет 90 назад, на юге Франции, в Приморских Альпах, а учителя звали Селестен Френе...

Когда спрашивают: «А в чем сверхидея школы Френе?» - приходит на ум эта история о черепе крысы. Впрочем, я не совсем уверен в переводе, может, это был череп какого-нибудь другого грызуна.

Я представляю, что бы сделал нормальный школьный учитель, если б ученик посреди урока из кармана вытащил череп дохлого животного.

Френе, как пишут его друзья, обрадовался, попросил, чтобы ученик показал череп всему классу и посвятил урок этому предмету: как называется животное, каких размеров оно, чем питается, а каких еще грызунов вы знаете…

Мне кажется, что череп дохлой крысы – такой же символ педагогики Френе, как и его знаменитая типография.

С этим черепом в класс вошла, ворвалась улица с детскими играми, делами, фантазиями – с обычным миром обычного деревенского ребенка.

И все же, каковы основные принципы педагогики Френе?

  1. Ребенок – такой же человек, как и взрослый.
  2. Большой рост – не основание для того, чтобы смотреть на других свысока.
  3. Поведение ребенка в школе – это производная от его психологического и физиологического состояния.
  4. Никто – ни взрослый, ни ребенок – не любит подчиняться силе. 
  5. Никто не любит ходить строем, потому что «строй» – это всегда подчинение внешней силе.
  6. Никто не любит, когда его принуждают выполнять какую-либо работу, даже если эта работа сама по себе не вызывает отвращения. Принуждение парализует человека. 
  7. Человек предпочитает сам выбирать себе работу – пусть даже этот выбор не несет ему явных преимуществ.
  8. Никто не любит работать вхолостую, как робот, то есть выполнять действия и подчиняться правилам, смысл которых он не понимает.
  9. Нам надо научиться пробуждать интерес!
  10. Никакой схоластики!
    а. Человек стремится к успеху. Безуспешность губит желание работать. 
    б. Труд, а не игра – вот естественное занятие для ребенка.
  11. Не объяснение учителя и не наблюдение за тем, как работает другой (обычная школьная методика), а «Познание на ощупь» – вот естественный и общий закон познания.
  12. Память – а на этом держится вся Школа – является ценностью только в том случае, когда она отвечает жизненным интересам ребенка.
  13. Знания приобретаются не через выучивание правил и законов, как обычно думают, – а опытным путем. Начинать с правил и законов – в изучении языка, искусств, математики, других наук – все равно что запрягать телегу впереди лошади.
  14. Мышление не является, как учит схоластика, особым свойством, возникающим в отрыве от опыта, в стороне от реальной жизни человека.
  15. Школа культивирует лишь абстрактную форму мышления, которая в отрыве от жизни, становится лишь игрой в слова, в чужие мысли. 
  16. Ребенок не любит слушать лекции.
  17. Ребенок не устает от работы, если она ему интересна, отвечает его насущным потребностям.
  18. Контроль с последующим наказанием воспринимается как унижение достоинства, особенно если это происходит публично. Никто – ни взрослый, ни ребенок – не любит такой «контроль».
  19. Оценки и рейтинги не нужны.
  20. Говорите как можно меньше. 
  21. Ребенок не любит работать «в стаде», когда индивид превращается в робота. Он любит работать сам no себе или в команде, в обстановке сотрудничества.
  22. Порядок и дисциплина необходимы на уроках.
  23. Наказания не нужны. Это унижает ученика и никогда не позволяют добиться поставленной цели. Наказания – это худший способ решения проблемы.
  24. Новая школа предполагает существование коллектива, каждый член которого, в том числе учитель, принимает участие в управлении.
  25. Переполненные классы – серьезная проблема школы
  26. Крупные школы приводят к обезличиванию учителей и учеников.
  27. Демократия завтрашнего дня рождается в Школе. Авторитарная школа не может вырастить человека демократических убеждений.
  28. Учить детей можно только в обстановке уважения. Уважение к ученикам, а в первую очередь к учителям – одно из первых условий обновления Школы.
  29. Педагогический консерватизм – элемент социального и политического консерватизма – серьезная реальность, мы должны помнить об этом и уметь противостоять этой силе. 
  30. Нами движет и придает силы оптимизм и вера в жизнь.
Перевод с французского – Р.Курбатов. 

Почему идеи Френе не очень популярны в России?

Почему в России прижились самые разные педагогические системы? А Френе не пошел? Вот ответ – почти притча.

Когда Селестен был уже стареньким, пришла к нему журналистка и сказала:

- Я хочу посмотреть, как работают учителя по Вашей системе.
Френе назвал адреса нескольких школ.

Прошло некоторое время. Вернулась журналистка, недовольная:

- Мсье, Вы сошли с ума. Я посмотрела десяток классов - учителя работают совсем по-разному.

- Мадам, если бы все они работали одинаково, тогда б можно было сказать, что я действительно сошел с ума...

Инструкции-то нет!

Дополнительная информация о ведущем вебинара

Рустам Курбатов – педагог, историк, директор негосударственного лицея «Ковчег-ХХ1 век», автор многочисленных публикаций в прессе и нескольких книг о школе, о детях, о настоящей педагогике («Школа в стиле экшн. Дневник директора частной школы»; «Школа, где дети могут ходить на уроках»).

Отзывы о работе Рустама Курбатова

Елена Владимировна Чигодайкина

Спасибо, Рустам Иванович. Вдохновляет всё, что вы пишете. Главное - заставляет думать.

Мария Дульцева

Книга о школе, о школьном образовании, написана в стиле дневника. Фактически, это сборник дневниковых записей автора из ЖЖ. Именно такой стиль делает книгу живой, настоящей, жизненной, а также практичной. Автор прошел путь от учителя истории в обычной гос.школе до директора частной школы. Он не дает готовых ответов, а наблюдает, размышляет, анализирует над процессом образования в школе, школьными предметами, взаимоотношения учеников и учителей, учителей и директора. Многое, о чем я мечтала в образовании как педагог и как родитель, увидела воплощенным в работе Рустама Курбатова. Купила для себя и для директора школы, где учатся мои дети.

Мария Веселовская

Читаешь и начинаешь верить, что счастливое школьное время есть. Время, которое дети проводят с интересом, пользой, а ещё с радостью и удовольствием. В книге большое количество жизненных идей, находок, открытий для меня как преподавателя, для моих друзей как родителей. Чудесная книга, спасибо!

Екка 1264

Я просто пришла сказать спасибо Рустаму Ивановичу. Я завидую своей дочери и другим детям, т. к. они имеют возможность учиться в этой замечательной школе. Еще раз спасибо.

Интернет-ресурсы, где можно получить информацию о работе Рустама Курбатова и его школе:
Онлайн-семинар: 17 апреля, среда. В 10.30 мск

Категория: Секция "Образовательные системы" | Добавил: Darena
Просмотров: 784 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]