Форма входа
Главная » Секции » Секция "Образовательные системы"

Педагогика Марии Монтессори
13.04.2013, 21:34

Педагогика Марии Монтессори

Как организовать процесс свободного воспитания свободной личности

Онлайн-семинар: 23 апреля, вторник. 10.30–12.00 мск

  • Вы родитель, и вы мечтаете, чтобы ваш ребенок вырос умелым и самостоятельным?
  • Вы учитель, которому хочется организовать учебный процесс, сообразный детской природе, особенностям того или иного возраста учеников?
  • Вы – сторонник дисциплины, но противник принуждения, суровых наказаний. Как организовать работу так, чтобы потребность в дисциплине, порядке исходила от ребенка, а не от учителя?
  • Вы директор, которому важно привлечь в школу молодых современных родителей, заинтересованных не только в хорошем образовании, но и эмоциональном, психологическом благополучии детей?
  • Вы педагог, который хотел бы овладеть технологией, получившей заслуженное признание во всем мире?
На семинаре мы подробно изучим:
  • Каковы особенности различных сензитивных периодов развития детей?
  • Как позволить ребенку быть самостоятельным и при этом оставаться в безопасности?
  • Как научиться наблюдать за ребенком и принимать его таким, какой он есть?
  • Как организовать конструктивное взаимодействие детей, каждый из которых занят своим делом?
  • С чего начать создание в своем районе, городе детского сада или школы, работающих по системе Монтессори?
В ходе онлайн-семинара вы сможете задать ведущему свои вопросы и в дальнейшем получить поддержку наших специалистов.

Обращаем внимание педагогических коллективов!

Валентина Михайлова готова дать квалифицированную консультацию не только родителям, но и директорам школ и педагогам. Она расскажет, как организовать пространство кабинета и время жизни ребенка, как грамотно воспользоваться классическими пособиями и даже научиться самостоятельно изготавливать дидактические материалы.

Почему Монтессори-педагогика так популярна в мире?   

Движение Монтессори распространено более чем в 80-ти странах мира и прошло испытание временем. Прогрессивные педагогические идеи М. Монтессори созвучны идеям наиболее известных врачей, психологов ХХ века. Таких, как З.Фрейд (о роли раннего обучения детей), Ж.Пиаже (о развитии интеллекта и мышления), Э.Эриксон (возрастная периодизация), К.Роджерс (гуманистические взгляды на ребенка и учителя), Ж.Итард, Э.Сеген (о взаимосвязи руки и мозга в интеллектуальном развитии детей).

Особое место педагогика Монтессори занимает в гуманистическом педагогическом движении в первую очередь в связи с тем, что ее удалось довести до технологического уровня, с успехом воспроизводить в любой точке мира – при наличии подготовленных педагогов, разумеется.

Какова история Монтессори-педагогики в России?

Первое в России упоминание о педагогических взглядах М. Монтессори содержится в статье, увидевшей свет в 1911 году. Созвучные педагогике Л.Н.Толстого идеи свободного воспитания ребенка вызвали неподдельный интерес у его дочери – Татьяны Сухотиной-Толстой. В книге «Мария Монтессори и новое воспитание», вышедшей в 1914 году, она анализирует свои впечатления от поездки в Рим и проводит параллели с педагогическими идеями своего отца. В 1913 году вышел первый русский перевод книги М. Монтессори «Дом ребенка. Опыт научной педагогики». Опыт практической реализации идей Монтессори в российских образовательных учреждениях принадлежит Юлии Ивановне Фаусек. Именно ей принадлежит приоритет открытия в октябре 1913 года первого в нашей стране детского сада, организованного по системе М. Монтессори (впоследствии он стал одним из базовых дошкольных учреждений Педагогического института им. А.И. Герцена, где была организована специальная «кафедра Монтессори»). В конце 1915 года в России организуется общество «Свободного воспитания (метод Монтессори)», а с 1916 года начинают работу курсы по подготовке педагогов. Распространение идей М. Монтессори после революции 1917 года, в условиях революционного подъема, было поначалу достаточно активным. Однако довольно скоро началась критика системы как «исповедующей буржуазный индивидуализм», не соответствующий новой советской системе дошкольного воспитания. Долгие годы имя Монтессори было практически под запретом. Новая эра началась в 90-годы ХХ века, когда возобновились активные контакты европейских и российских педагогов.

Каковы основные принципы Монетссори-педагогики?

Сущность методики – в признании ребенка целостной личностью и активным существом, обладающим внутренней мотивацией к саморазвитию и творческим потенциалом, которые помогают ему осуществлять самостоятельный выбор всего необходимого из окружающей среды для собственного роста и развития.

Мы уверены, что образование ребенка начинается с момента его рождения и представляет собой непрерывный процесс, основанный на естественных законах и сензитивных периодах развития личности. Разумеется, для этого необходима подготовленная среда, наиболее благоприятная для развития ребенка, отвечающая его потребностям, а также квалифицированный педагог, являющийся посредником между ребенком и средой, уважающий свободу личности ребенка, способный поддерживать с ним эмоциональный контакт.

В сущности, можно сформулировать всего четыре основных постулата:
  1. ориентация на природу ребенка,
  2. принципиальный отказ от авторитаризма в воспитании;
  3. принятие воспитанника в качестве субъекта собственного развития: именно ребенок находится в центре педагогического процесса, творит самого себя в силу особенностей индивидуального развития;
  4. понимание процесса воспитания как необходимой помощи в личностном становлении.
Система рассчитана не только на малышей, но и на школьников. Основная задача учителя – раскрытие субъектного опыта каждого ребенка и соотнесение его с социумом, такая организация жизни учеников, при которой актуализируются их внутренние силы, развиваются их познавательные интересы.

Монтессори-педагогика – открытая педагогическая система, способная органически включаться в самые разные образовательные пространства.

Система Монтессори – это, прежде всего свобода выбора. Как при этом дети учатся?

Дети постоянно заняты свободной работы в специально подготовленной дидактической среде. Свободная работа – это особая форма организации учебно-познавательной деятельности, при которой дети в рамках дифференцированно заданной педагогом дидактической среды могут выбирать материалы для изучения, время и последовательность работы с ними, а также партнёров по предстоящей работе. Это может быть свободная работа с материалами в разновозрастной группе (разновозрастные группы благоприятно влияют на взаимоотношения детей), индивидуальные уроки-презентации, групповые беседы  в кругу на различные темы, «уроки тишины», проектная работа...

Если дети все делают сами, зачем тогда нужен учитель?

Без педагога, уважающего личность воспитанника, признающего его самоценность, индивидуальность, верящего в его способности к саморазвитию, ничего не получится. Специфика деятельности учителя в том, что он не напрямую воздействует на ребенка (сообщает непреложные истины), а опосредованно, создавая оптимальную развивающую среду и предоставляя только необходимую помощь в развитии, в совершении собственных открытий. При таком подходе педагог должен изучить каждого воспитанника, его индивидуальные особенности, склонности, интересы. А значит, нужно уметь наблюдать за ребёнком, поддерживать его активность, пробуждать внутреннюю мотивацию, создавать атмосферу сотрудничества учащихся друг с другом.

Одно из важных направлений работы Монтессори-педагогов – сотрудничество с родителями детей, ради создания в детском саду, в школе – комфортной, семейной атмосферы. Взрослые регулярно встречаются, обсуждают все насущные проблемы, родители могут участвовать в занятиях, проектах, праздниках.

В основе системы Монтессори лежит идея самоуправления, с участием педагогов, детей, родителей.

Учителю приходится быть организатором не только детской самодеятельности, но и сотрудничества взрослых, что бывает еще сложнее.

Но самая большая сложность – научиться доверять детям их собственное образование.

Современные реформы образования, пресловутые ФГОСы. Не помеха ли это для Монтессори-педагога?

Государственная политика, выраженная в новых ФГОС (Федеральных государственных образовательных стандартах), нацелена на развитие тех компетенций у будущих граждан, которые дороги и нам: самостоятельность, умение делать выбор, познавательная активность детей, деятельностный подход в обучении, индивидуальная образовательная траектория (программа), особая роль учителя-наставника, тьютора и право школы самостоятельно выстраивать свою образовательную программу. Есть надежда, что школы-Монтессори могут быть официально признаны российской системой школьного и дошкольного образования.

Дополнительная информация о ведущем вебинара

Валентина Михайлова в Монтессори-педагогике с 1998 года. Прошла путь от педагога до директора образовательного учреждения, которое возникло в 2003 году: Негосударственное образовательное учреждение «Санкт-Петербургская Монтессори-школа Михайловой» («МШМ»). На базе МШМ под руководством Валентины Владимировны работает образовательный центр для взрослых, где реализуются программы по подготовке Монтессори-педагогов совместно с WorldWideMontessori (США), проходят стажировки с участием педагогов из разных стран. На базе МШМ проходят практику, проводят исследования, защищают дипломы и диссертации студенты Российского Государственного Педагогического Университета им. Герцена, Института Специальной Педагогики и Психологии им. Рауля Валенберга. Валентина Михайлова – руководитель Северо-Западного представительства Межрегиональной Монтессори Ассоциации, автор множества статей по управлению и педагогике в журнале «Монтессори клуб».

Отзывы о работе Валентины Михайловой

Лена Сотникова

Мне кажется замечательным, что педагоги опираются в своей работе на знание психологии детей, пытаются принять ребёнка таким, какой он есть. И очень хотят помочь в этом же родителям. Сейчас большая беда наших школ и детских садиков, что психологию детей того или иного возраста никто не учитывает. Есть замечательные отдельно взятые люди, но системы нет.

И ещё очень нравится атмосфера семинаров и организация. Меня восхитила возможность сидеть не на стуле, а просто на ковре или на пуфике. :) Спасибо!

Яковлева Екатерина

Опыт того, как можно привнести осознанность в отношения с детьми, во взаимодействие с ними. «Способы» отношения к детскому миру (уважение к ребенку, к его выбору, принятие его самостоятельности и самобытности, терпение).

Белова Наталья

Педагоги подсказывают способы найти гармонию в самой себе и во взаимоотношениях с ребенком. Очень часто мы гонимся за интеллектом, а здесьы помогают "остановить мгновение", насладиться чувством прекрасного здесь и сейчас (и в отношении пособий, и с людьми).

Архипов Роман, учитель

Монтессори – педагогика – диалог восточных и западных ценностей в образе жизни и передаче опыта детям. Встреча и изменения.

Сайты Валентины Михайловой:
Категория: Секция "Образовательные системы" | Добавил: Darena
Просмотров: 2153 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]