«Понимающая» история, или Культура исторического мышления для школьника
Онлайн-семинар: 29 апреля, понедельник. 10.30-12.00 мск
Юрий Троицкий совершенно уверен, что целью школьной истории может
стать формирование у детей и подростков культуры исторического мышления.
Например, способность школьника проводить неочевидные исторические
параллели и аналогии между событиями, биографиями или историческими
процессами.
Почему дети зачастую так «прохладно» относятся к школьным
урокам истории? Да потому что в школьном историческом образовании
господствует репродуктивная (необходимая, но не развивающая!) учебная
деятельность: прочитай учебник, выучи, перескажи. Ну, таблицу составь в
конце-концов.
Юрий Троицкий говорит: давайте попробуем по-другому.
Давайте предоставим ребенку возможность самому «строить здания»
исторических интерпретаций.
Еще 20 лет назад он предложил в качестве альтернативы привычному учебнику истории специальные текстовые конструкты — документально-историографические комплексы, позволяющие построить разнообразные исторические версии событий и процессов.
В работе с такими конструктами учитель и школьники оказываются по одну сторону «баррикады» (по другую сторону находится документальный пакет) и в каком-то смысле становятся равными. Равными в возможности порождения авторской версии происходивших исторических событий и коллизий.
Главным речевым жанром подобного урока становятся реплики учеников и учителя, а монолог учителя уступает место реальному учебному диалогу.
Самое потрясающее для учителя, что такой урок становится ему действительно интересным — он обогащает педагога иными версиями и точками зрения на конкретное историческое событие и никак не позволяет уйти с урока с тем же, с чем и пришел. Никакого «пустоговорения»: хочешь что-то доказать – опирай на исторический документ. Это твой костыль. Может, выдержит попытку поставить историю с головы на ноги, наконец.
Слово Ю.Л.Троицкому: «Семнадцать лет я работал в школе и мои историографические представления постоянно расширяются за счет моих учеников. Ребенок имеет дело с подлинными источниками и мнениями историков, собранными в контрастном режиме. Разумеется, речь не идет о превращении детей в таких «маленьких историков». Я имею в виду предоставление школьнику возможности реальной исторической деятельности — построение собственных (и потому ответственных) историографических интерпретаций».
Что делать, если Вы:
- Учитель,
- Родитель,
- Школьник
- И хотите перейти «От знания истории к пониманию истории»?
Хотите?
Приходите на вебинар «Понимающая история». Здесь именно та образовательная среда, которая поможет Вам перейти от простого воспроизведения исторических фактов к их интерпретации (от знания — к пониманию). Здесь каждый участник образовательного процесса может иметь свою «зону ближайшего развития».
И еще. Развивающая образовательная среда, порождающая новые смыслы и исторические версии, может сложиться только в том случае, когда посредником между учителем и детьми, а также между учениками становится произведение. Произведение для Юрия Троицкого это художественный текст или образовательная конструкция из противоречивых исторических документов, исследований и изобразительного материала, допускающая множество равноправных, но различных интерпретаций.
Наш вебинар — настоящий учебный диалог — это не игра «во мнения» и не подтверждение давно известного, это — пробное пространство порождения новых смыслов исторических событий.
|