Форма входа
Главная » Секции » Секция "Обучение предметам"

История
13.04.2013, 20:28

«Понимающая» история,
или Культура исторического мышления для школьника

Онлайн-семинар: 29 апреля, понедельник. 10.30-12.00 мск

Юрий Троицкий совершенно уверен, что целью школьной истории может стать формирование у детей и подростков культуры исторического мышления. Например, способность школьника проводить неочевидные исторические параллели и аналогии между событиями, биографиями или историческими процессами.

Почему дети зачастую так «прохладно» относятся к школьным урокам истории?

Да потому  что в школьном историческом образовании господствует репродуктивная (необходимая, но не развивающая!) учебная деятельность: прочитай учебник, выучи, перескажи. Ну, таблицу составь в конце-концов.

Юрий Троицкий говорит: давайте попробуем по-другому. Давайте предоставим ребенку возможность самому «строить здания» исторических интерпретаций.

Еще 20 лет назад он предложил в качестве альтернативы привычному учебнику истории специальные текстовые конструкты — документально-историографические комплексы, позволяющие построить разнообразные исторические версии событий и процессов.

В работе с такими конструктами учитель и школьники оказываются по одну сторону «баррикады» (по другую сторону находится документальный пакет) и в каком-то смысле становятся равными. Равными в возможности порождения авторской версии происходивших исторических событий и коллизий.

Главным речевым жанром подобного урока становятся реплики учеников и учителя, а монолог учителя уступает место реальному учебному диалогу.

Самое потрясающее для учителя,
что такой урок становится ему действительно интересным — он обогащает педагога иными версиями и точками зрения на конкретное историческое событие и никак не позволяет уйти с урока с тем же, с чем и пришел.
Никакого «пустоговорения»: хочешь что-то доказать – опирай на исторический документ. Это твой костыль. Может, выдержит попытку поставить историю с головы на ноги, наконец.

Слово Ю.Л.Троицкому: «Семнадцать лет я работал в школе и мои историографические представления постоянно расширяются за счет моих учеников. Ребенок имеет дело с подлинными источниками и мнениями историков, собранными в контрастном режиме. Разумеется, речь не идет о превращении детей в таких «маленьких историков». Я имею в виду предоставление школьнику возможности реальной исторической деятельности — построение собственных (и потому ответственных) историографических интерпретаций».

Что делать, если Вы:
  • Учитель,
  • Родитель,
  • Школьник
  • И хотите перейти «От знания истории к пониманию истории»?
Хотите?

Приходите на вебинар «Понимающая история».  Здесь именно та  образовательная среда, которая поможет Вам перейти от простого воспроизведения исторических фактов к их интерпретации (от знания — к пониманию). Здесь каждый участник образовательного процесса может иметь свою «зону ближайшего развития».

И еще. Развивающая образовательная среда, порождающая новые смыслы и исторические версии, может сложиться только в том случае, когда посредником между учителем и детьми, а также между учениками становится произведение. Произведение для Юрия Троицкого это художественный текст или образовательная конструкция из противоречивых исторических документов, исследований и изобразительного материала, допускающая  множество равноправных, но различных интерпретаций.

Наш вебинар — настоящий учебный диалог — это не игра «во мнения» и не подтверждение давно известного, это — пробное пространство порождения новых смыслов исторических событий.
Категория: Секция "Обучение предметам" | Добавил: Darena
Просмотров: 712 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]