Главная » Секции » Секция "Образовательные системы" |
Школа понимания
13.04.2013, 12:49 | |
Школа пониманияОнлайн-семинар: 30 апреля, вторник. 10.30–12.00 мск «Счастье – это когда тебя понимают» Ю.Л.Троицкий: «Для обучения в школе это серьезная проблема. Не совсем ясен механизм понимания, которое вообще-то может считаться чудом: как люди с разным опытом и стилем жизни все-таки понимают друг друга. Слова, которыми пользуются множество раз выветриваются или, как выразился поэт, – «ветшают», и когда мы их произносим, интимный смысл запихивается в отработанные многажды словоформы, теряя свою интимность и неповторимость. Вот и попадает человек в трагическую ситуацию: чтобы быть услышанным, приходится пользоваться готовыми «пластинками», как их называла Анна Ахматова». Школа Памяти и школа Понимания – что общего? В чем разница?Традиционное обучение иногда называют Школой памяти. Память и внимание, внимание и память – вот что ценится прежде всего в педагогической традиции. И родители, конечно, не против, а очень даже за то, чтобы школа упражняла ребенка в этих двух важных психических функциях: будь внимателен! Запомни это! Это важно: нельзя переходить дорогу на красный свет. Это важно, но уже недостаточно!Потому что тревожно становится, когда школьники, даже бегло читающие текст на родном языке не понимают его смысла. Тому есть многие причины, и в их числе, в первую очередь, резкое снижение читательской активности из-за переключения внимания на экран компьютера. Поколение сегодняшних родителей еще все-таки «логоцентристы». Мозг работает с написанным словом и вокруг печатного текста рождаются смыслы. А дети – уже «визуалы». Их мозг во многом имеет дело с картинками статичными, картинками движущимися, картинками озвученными. Печатное слово – знамя девятнадцатого и двадцатого веков, слово, которое вело за собой полки «Долой неграмотность!» - для них, этих детей, становится малозначимым или незначимым вовсе. И даже - бессмысленным. Но становясь недопонятым для детей оно, это печатное слово, не исчезает и вряд ли когда-нибудь исчезнет. Значит, время наводить мосты между берегами «логоцентристов» и «визуальщиков». Время попыток понимать друг друга, чтобы не разойтись в разные стороны надолго. Вариант такого моста и предлагает на нашем вебинаре профессор Ю.Л. Троицкий. Ю.Л.Троицкий: «Если в первые годы постсоветской «гимназической эры» образование мыслилось с обязательным участием учебных предметов из репертуара дореволюционных классических гимназий, то сейчас гораздо важнее представляются «понимающие стратегии» как условие качественного обучения. Понимание есть смыслообразующий механизм — перевод некоторого содержания с общекоммуникативного «внешнего» языка на чисто ментальный язык внутренней речи. Это процесс отнюдь не репродуктивный, а креативный». Юрий Львович убежден, что в общении родителей с детьми, учителей с учениками настало время «коммуникативной педагогики». В этой педагогике он выделяет три важнейших приоритета. Первое. Приоритет коммуникации над информацией. Нам кажется, что то, что мы говорим всегда важнее того как мы это говорим.Но для ребенка наша информация, учебная в школе, внеучебная и бытовая в большинстве своем не затрагивает сферу личного опыта ребенка. Усвоение информации здесь по существу оказывается заучиванием языка взрослых — языка соответствующей области науки или культуры, а на уроке — языка данной учебной дисциплины. В этом процессе внутренняя речь ребенка, оформляющая его опыт личностного присутствия в мире, практически остается не затронутой. В ситуации коммуникативной педагогики учитель или родитель организует содержательное общение. Здесь нет места взрослой авторитарности («вопросов не иметь, я старше и все!»). каждый имеет право высказаться по теме и важной становится не анонимная истина, а именная правда как личный путь к истине. Второе. Приоритет понимания над знанием. Проверка знаний есть проверка репродуктивных возможностей мышления. Понимание же представляет собой перевод с общепринятого языка внешней речи на уникальную личную внутреннюю речь. Получая образование в школе и дома, мы обретаем некий объем знаний и достигаем некоторого уровня понимания этих знаний. Достигнутый уровень понимания нормальным сознанием уже не утрачивается, тогда как объем знаний подвержен сильнейшей эрозии: без постоянного репродуцирования большая часть накопленных знаний безвозвратно забывается. Поэтому с точки зрения коммуникативной педагогики, знания — лишь необходимый материал для понимания себя и мира вокруг себя, и нужны лишь для того, чтобы человек овладевал культурой мышления: математического, исторического, художественного, бытового. Третье . Приоритет диалога согласия над дискуссией. Спор и истина далеки друг от друга как северный полюс от южного. Не спорить с ребенком, а быть с ним в диалоге. Поспорили, поссорились, эмоционально опустошились. И что? Кому от этого хорошо? Так же и на уроке: слышали как жалуются учителя «я стараюсь, всю душу вкладываю, а им как об стенку горох». Слова-знания бьются о стенку непонимания и отскакивают рикошетом в самого учителя. А все почему? Диалога нет, значит, понимания нет, и получается урок схоластики в средневековой школе. Впору розги заказывать и «дядьку» вызывать. Юрий Троицкий считает, что только в диалоге согласия между взрослым и ребенком возможен поиск правильных решений. В диалоге мы лучше узнаем себя и мир вокруг нас. Ю.Л.Троицкий: «Глубина понимания, креативность мышления, развитость вкуса в комплексе составляют то, что может быть названо культурой мышления: исторического, математического, биологического, художественного и т.д. Стратегическая цель коммуникативной педагогики — воспитание культуры мышления, а не накопление знаний, умений и навыков. Приоритетность одних моментов, разумеется, вовсе не означает игнорирования других: без знания нет понимания, без умения нет творчества, без навыка нет вкуса. Но знание без понимания, умение без творчества и навык без вкуса, увы, вполне вероятны, однако, существенно ущербны и представляют собой широко распространенный «производственный брак» образовательной системы. | |
Просмотров: 1963 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0 |