Форма входа
Главная » Секции » Секция "Обучение предметам"

Развивающее обучение грамоте
13.04.2013, 11:32

Развивающее обучение грамоте (букварный период)

Онлайн-семинар: 27 апреля, суббота. 16.00-17.30 мск

  • Вы родитель, и вы мечтаете, чтобы ваш ребенок научился читать и писать без ошибок?
  • Вы учитель, которому хочется научить детей не только читать и писать, но еще и рассуждать независимо, приобретать новые знания без чье-то помощи и без принуждения?
  • Вы педагог, который хотел бы овладеть технологией, получившей заслуженное признание во всем мире?
  • Вы взрослый, который хотел бы помочь детям стать самостоятельными, ответственными, активными?
На семинаре мы подробно изучим:
  • как организовать учебную деятельность первоклассников на уроке, чтобы им было интересно?
  • как учить грамоте ребят, умеющих читать?
  • как предотвратить типичные ошибки письма и чтения в 1 классе?
  • как научить первоклассников самостоятельно оценивать свои результаты?
В ходе онлайн-семинара вы сможете задать ведущему свои вопросы и в дальнейшем получить поддержку наших специалистов.

Обращаем внимание педагогических коллективов!

Елена Восторгова готова дать квалифицированную консультацию как родителям, так и директорам школ и педагогам. Она расскажет, как использовать созданные при ее участии учебники на уроке, как организовать групповую работу, как сформировать у детей учебные компетенции, необходимые для дальнейшего образования.

С какими главными трудностями сталкивается педагог, пытаясь обучить первоклассников грамоте?

Обучение грамоте (букварный период) – это во многом зубрежка («Ты эти буквы заучи…»). К тому же одни дети уже умеют читать – им неинтересно учить буквы, другие – знают буквы и думают, что умеют читать, третьи – не знают букв и не хотят учиться, предчувствуя, каких усилий это потребует. Словом, мотивация невысокая. Мы нашли свой вариант решения проблемы. Допустим, первоклассники знают буквы, но они не знают, ЗАЧЕМ нужны эти буквы. Именно это становится главным содержанием обучения грамоте – вопрос о функции («работе») каждой буквы русского алфавита. Это одинаково ново и занимательно для всех детей – и читающих, и нечитающих. Знакомясь с каждой буквой, дети сами определяют ее работу в разных словах, исходя из этого «поселяют» ее в определенный домик для букв (таблицу, «ленту букв»). Ребенок, таким образом, овладевает навыками анализа системы русской графики, структуры отношений между звуками и буквами, что и составляет основу грамотного письма.

Получается дети заранее «застрахованы» от ошибок?

Отчасти так. В добуквенный период мы тщательно формируем умения звукового анализа, составляющие основу грамотного письма в будущем. Для обучения письму и чтению используем специальные алгоритмы, отрабатываем каждую операцию, подлежащую контролю и оценке.

И каковы результаты?

Дети могут не только прочитать и написать слово, но и объяснить, почему они это делают именно так (по принципу «Отвечаю за каждую букву»). У ребят вырабатывается хорошая привычка подходить основательно и осознанно к каждому действию. Русская графика предстает перед ребенком как стройная система, опирающаяся на общие способы письма и чтения. Развивается способность системного подхода к изучаемым явлениям, к поиску общих принципов, способность анализировать функции любого изучаемого объекта, его отношения с другими подобными объектами.

Мы не хотим воспитать лингвистов. Важнейшим результатом хорошего образования во все времена считалось развитие способностей и стремления ребенка к самообучению, самосовершенствованию, саморазвитию. Эти способности во многом определяют возможности самореализации личности, что в пределе составляет смысл человеческой жизни. Наша задача – помочь растущему человеку стать самостоятельным, ответственным. Научиться адекватно оценивать свои возможности, занять место в жизни в соответствии со своими возможностями, стремлениями, целевыми установками.
Это довольно трудно сделать в школе, где тебя все время оценивают «вышестоящие» – учителя. Как вы решаете эту проблему?

Четкость и обоснованность алгоритмов письма и чтения в нашем букваре позволяет научить детей объективно оценивать результаты своих учебных достижений. Вместе с учениками мы разрабатываем специальные критерии, вводим удобные для малышей формы (волшебные линеечки, критериальные таблицы).

Не заскучают первоклассники от всяких таблиц?

Не должны, в букваре много занимательного: действуют персонажи, которые придают обучению игровой и диалогический характер; много занимательных заданий, построенных на известных сюжетах сказок и детских произведений. Но это внешнее. Важнее внутренняя мотивация. Прежде всего – есть простор для самостоятельной работы. Дети сами строят ленту букв, заполняют ее, сами (и успешно!) прогнозируют развитие событий. Кроме того, мы стараемся увлечь ребенка изучением самого языка во всех его нюансах. Это делает предмет очень живым и интересным.

Дополнительная информация о ведущем вебинара

Елена Восторгова – по образованию учитель начальных классов, защитила кандидатскую диссертацию по теме «Языковое развитие младших школьников в процессе обучения орфографии». Работала и в лаборатории новых педагогических технологий Московского института развития образовательных систем, и в Психологическом институте Российской академии образования. Сейчас доцент на кафедре дошкольного и младшего школьного возраста Педагогической академии последипломного образования, помогает другим учителям повышать свою квалификацию. В первую очередь, в области разработки инновационного содержания курса русского языка в рамках деятельностного подхода (начиная с дошкольной возраста и заканчивая 9-м классом), повышения методической компетентности педагогов развивающего обучения. Она также успевает руководить московской экспериментальной площадкой, исследуя взаимосвязь безотметочного оценивания и учебной самостоятельности ребенка. Апробация всех идей, их внедрение в повседневный учебный процесс осуществляются благодаря тому, что Елена Вадимовна держит тесную связь с десятками школ из самых разных регионов России, регулярно проводит практические и научные семинары, приглашая на них не только преподавателей, методистов и школьных администраторов, но и студентов педагогических вузов и колледжей. Выступает в телевизионных передачах, убеждая аудиторию в преимуществах инновационных подходов к обучению, безотметочного оценивания малышей, развивающего обучения – в целом. Именно поэтому Международная Ассоциация Развивающего обучения неоднократно награждала Елену Вадимовну дипломами за вклад в развитие системы развивающего обучения.

Елена Восторгова – автор десятков научных и научно-методических публикаций. Но главное, вместе с коллегами она придумала особенный Букварь и целую линейку учебников по русскому языку для начальной и средней школы. Сейчас это называется УМК (учебно-методический комплект), потому что учебники издаются вместе с рабочими тетрадями для учеников и методическими рекомендациями для учителей.
По совместительству Елена Вадимовна является исполнительным директором «Издательства ВИТА-ПРЕСС».

Отзывы о работе Елена Восторговой

Антонина Таранец

До пенсии осталось 4 года. Очень жаль, что не решалась раньше познакомиться с развивающим обучением. Между прочим, в России есть целые школы, где дети с задержкой психического развития ЗПД учатся по системе Эльконина-Давыдова – и отзывы положительные. Достаточно посмотреть динамику развития того ребёнка, который пришёл в школу нечитающим. Прогресс заметен уже в 1 классе. Для родителей я каждую неделю проводила встречи, объясняла, что делали дети за неделю. Ни один ребёнок не перевёлся в другой класс, наоборот – к нам просились. Хорошо то, что в учении нет спешки. А групповую работу (лично для меня) лучше строить от 5 учащихся, и класс отлично делится на 6 групп. Понять надо автора, принять душой, иметь желание не отстать от детей в стремлении учиться – и всё получится! Удачи!

Юлия Юрьевна Максимова

Очень последовательно выстроено изучение русского языка у Репкина-Восторговой. Происходит движение не от частного к общему, а от общего к частному, от абстрактных понятий к конкретным, а не только заучивают правила. Взять хотя бы тот же принцип или закон русского письма – его "открывают" постепенно. Идея в том, чтобы не только знать, допустим, как выбирать буквы в слове, но и почему так надо действовать. Это позволяет применять знания не только в изученном материале, но и в неизученном, если знаешь СПОСОБ.

Сайты Елены Восторговой:
Категория: Секция "Обучение предметам" | Добавил: Darena
Просмотров: 645 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]