Форма входа
Главная » Секции » Секция "Образовательные системы"

Школа Льва Толстого
05.04.2013, 09:53

Школа Льва Толстого

Ребенок, Учитель и Свободная педагогика

Онлайн-семинар: 18 апреля, четверг. 13.00-14.30 мск

  • Вы родители, чей ребенок скоро пойдет в первый класс, и пребываете в раздумьях, какая программа подойдет ему больше всего? 
  • Вы собираетесь выбрать домашнее обучение для своего ребенка и хотели бы преподавать ему школьную программу в логике  совместного обсуждения, занимаясь вместе с малышом  тем, что ему интересно?
  • Вы учитель и хотите сохранить в своих учениках  интерес к познанию, живое воображение и свежесть восприятия?
  • Вы педагог дополнительного образования, ищущий новые формы взаимодействия с детьми?
  • Вы любите творчество Льва Толстого и хотели бы узнать, как воплощаются его философские и педагогические идеи в современном мире? Вы директор, ищущий новые педагогические  идеи для своей школы?Вы воспитатель, размышляющий о соотношении свободы и обязанностей, поощрения и наказания?

На семинаре мы подробно изучим:
  • Как превратить школу в открытое, свободное пространство?
  • Правда ли, что дети, не стиснутые многочисленными рамками, проявляют познавательную активность?
  • Какие образовательные результаты можно ожидать от образования в школе Толстого? Насколько они соответствуют требованиям ФГОС?
  • Чем ценности толстовского учителя отличаются от ценностей его коллег , работающих в других педагогических системах?
  • Что должен знать и уметь учитель школы Толстого?

В ходе онлайн-семинара вы сможете задать ведущему свои вопросы и в дальнейшем получить поддержку наших специалистов.

Обращаем внимание педагогических коллективов! 

Людмила Долгова может проконсультировать педагогов и директоров школ о принципах школы Толстого и об особенностях педагогической практики в этой системе. 

Педагогические основания школы Толстого

Педагоги выстраивают образовательный процесс таким образом, чтобы ребенок продвигался свободно, ненасильственно, в естественном для себя ритме и темпе. Учителя фиксируют  возникающие интересы детей и включают их в русло преподавания по стандарту образования. Особое внимание уделяется работе с детским творчеством и поиску смысла во всем, что говорят и делают дети и взрослые в стенах школы.

Педагогические основания для подобной деятельности: вера в то, что ребенку изначально присущи образовательные потребности и познавательные возможности. Особое место в философии последователей Толстого занимает признание того, что ребенку присущ целостный взгляд на культурные образцы и предметы. Л.Н.Толстой был уверен в культуросообразности такого взгляда.
В классах Свободной педагогики взаимодействия взрослого и ребенка происходит по поводу учебного материала, как освоение форм культурного поведения. 

Основные принципы Свободной педагогики

Взаимодействие педагогов и учеников носит пробно-поисковый характер. 

Взрослые создают поляризованное образовательное пространство в классе.
Усилия учителя направлены на накопление детьми эмпирического опыта и его дальнейшее обобщение в предмете. 

Событийные формы учебной жизни приводят к постепенному открытию и присвоению норм.
 
Большую часть содержания составляет смысловая работа с языком, речью, системами счёта.
 
Для более глубокого понимания детям предлагается писать собственные языковые и математические тексты.

Педагоги считают одной из важнейших задач поддержку познавательной активности и инициативы  детей. 

На протяжении всего образовательного процесса сохраняется  индивидуальный темп и ритм освоения предметного материала. 

Пробно-поисковое взаимодействие взрослого и ребенка

Пробные действия эффективны в ситуациях, когда возникает ситуация непонимания целей учебного взаимодействия у всех участников: и у педагога, и детей. Тогда пробное действие учеников  выступает как проба сил по преодолению смыслового тупика. Пробное действие позволяет ученику сделать индивидуальный самостоятельный шаг в направлении дальнейшего осмысленного учебного действия. 
Это возможно, если учитель соблюдает некоторые условия. Он  должен  отступить от поставленной методикой обучения задачи, освободив  тем самым пространство взаимодействия для пробы ребёнка. Отказаться от монологичного типа общения: объяснения того, что нужно делать, что запомнить  и повторить. Перейти к диалогу с учеником, поддержать диалог между детьми,  направленный  на выяснение того, что интересно ученикам, как они понимают то, что делают, что хотят сделать по-другому. Поддержать  инициативное предложение или действие учеников. Не отвергать и не критиковать сходу тот материал и те средства, которые предпочёл ученик. Перейти с позиции трансляции знаний на позицию сопровождения пробных действий в образовательном пространстве.  Понаблюдать и проанализировать, насколько то, что предложил  ученик (материал, средства, задания),  соотносится с рамочной   целью взаимодействия,  ради которой работает педагог. 

Школа Толстого — это...      

Для существования пробно-поисковых  действий необходимо создать специальные условия: 
  • принятие учителем посреднической позиции; 
  • реализация педагогами посреднической позиции, в частности, в виде тьюторской позиции для сопровождения детского интереса и проб;
  • поддержка детских образовательных инициатив путём их проявления и реализации в творческих работах,  проектах  и авторских «продуктах»; 
  • создание открытого  образовательного пространства в школе и образовательной  среды в классе; 
  • создания учебных материалов и форм работы, побуждающих учащихся к инициативному  опробованию  учебных средств и поиску смысла и значения ситуаций и заданий; 
  • создание мест и форм педагогической рефлексии и анализа   сопровождения пробно-поисковых действий учащихся; 
  • возможность выбора педагогами гуманитарных образовательных систем и адекватных средств работы с детьми.

Дополнительная информация о ведущем вебинара

Людмилу Долгову уже два десятка лет образовательное сообщество знает в первую очередь как  директора МБОУ СОШ «Эврика-развитие»  г. Томска.  

В 1994 году группа педагогов под её руководством создала проект «Свободная школа Толстого», были открыты классы свободной педагогики. Практика проектно-исследовательской работы педагогов с детьми показала, что реализация педагогики Толстого в современной школе имеет  большой гуманитарный потенциал и является основанием для индивидуализации учебного процесса в общеобразовательной школе.

С 1998 года Людмила Михайловна – организатор Всероссийских тьюторских конференций в Томске.

С 2006 года школа имеет статус «Школа-лаборатория Томского государственного университета». Сама Людмила Михайловна – соискатель учёной степени  кандидата педагогических наук на кафедре управления образованием Психологического факультета ТГУ. 
В  партнёрстве с НОЦ ТГУ школа «Эврика-развитие» разработала программы повышения квалификации для педагогов и управленцев по теме «Индивидуализация  образования в общеобразовательной школе, тьюторское сопровождение индивидуальных образовательных программ».  Сотни педагогов освоили позицию тьютора  благодаря реализации этой программы.
 
Интернет-ресурсы, где можно получить информацию о Свободной школе Толстого
http://school-evrika.tomsk.ru/

Отзывы 

Моя дочь в этой школе учится третий год. Ей очень нравится. У нас очень дружный класс и отличный преподаватель. Мы очень часто проводим время вместе: родители, дети и учитель. Это сплачивает класс. (http://www.proshkolu.ru/)

Сначала об эмоциях. Семинар … я в восторге! Я просто влюбилась во Владу Леонидовну Борину. Поняла, что главное для тьютора — понять, от кого идет запрос, на что идет запрос. Помочь ребенку (если он об этом попросит) оформить работу или подсказать как ее презентировать. Обязательно зафиксировать, какие действия тьютора спровоцировали детский «заказ» и какие действия я как тьютор развернула в ответ на этот заказ. (Моисеева Татьяна Константиновна, учитель математики МАОУ Заозерная СОШ № 16 г. Томска).

И вновь очередной такт работы заставляет погрузиться в атмосферу работы, творческого поиска и получения бесценного опыта. Впечатления только самые позитивные. Опыт работы, который демонстрируют учителя, делясь с нами своими наработками за долгие годы, помогает понять, что вокруг нас есть много того, что необходимо знать. Прошу организовать посещение уроков, очень нужно посмотреть, как это работает в среде.

Фраза, которая крутится у меня в голове по итогам дня, — «не ограничивать ребенка, а создавать условия для нашего совместного развития, его в первую очередь»». (Убель Яна Владимировна, учитель английского языка МАОУ Заозерная СОШ № 16 г. Томска)

Школа иновационная. Участвует в различных городских (и не только!) образовательных проектах. Дает возможность ученикам нестандартно подходить к решению проблем, помогает реализовывать свои идеи. (http://ratings.7ya.ru/)

В июне 2007 года в творческом партнерстве моих коллег и Людмилы Михайловны Долговой определились ключевые направления создания нашей прогимназии. Мы решили, что она должна стать эффективным стартом для подростковой и старшей многопрофильной школы. На наш взгляд, основа образования в начальной школе - это формирование учебной деятельности, а главный вектор развития личности ребенка - ответственность, самостоятельность, инициатива. Для меня принципиально, что наша прогимназия - это школа равных возможностей для всех. Мы не отбираем детей, и в течение 4 лет каждый ребенок получает индивидуальную траекторию развития, каждый находит себя в той деятельности, которая очень насыщенно организована в прогимназии. У нас ведь очень много мест так называемого пробного действия, где ребенок может себя попробовать и проявить. И не только на уроках и переменах, но и после них - в кружках и секциях, в группах продленного дня. Мы создаем возможность выбора. Кроме учебного плана в прогимназии есть развивающие курсы гуманитарного, математического, естественно-научного направления. И эта линия выстроена от первого до четвертого класса. Жизнь в прогимназии творческим вихрем закручивает и детей, и родителей, и, конечно, педагогов. Можно участвовать в самых разных проектах - общешкольных, классных, индивидуальных. Дети в итоге приобретают важнейшие личностные и метапредметные компетенции - умение общаться, систематизировать информацию, оценивать свою работу, ставить цели и достигать их. И конечно, каждый ребенок может проявить свою индивидуальность.
Постоянное широко направленное развитие - вот что важно в начальной школе. Тут закладывается фундамент для последующего образования детей. (http://pgymsv1779.mskobr.ru/)
Категория: Секция "Образовательные системы" | Добавил: Darena
Просмотров: 1761 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]