Для осмысленного в рамках развития обучения каждый новый шаг - это в первую очередь отношение к предыдущему опыту. А в самых ярких случаях — его преодоление, переструктурирование.
Например, в экспериментальном курсе географии шестого
класса дети освоили разные способы определения направления
на плане. Однако в специально созданной задаче по построению
замкнутого маршрута движения ни один ребенок в исходную точку на плане не «вернулся». Оказалось, что умения фиксировать направление на плане недостаточно для определения точного местоположения точки в пространстве. Нужно еще уметь определять расстояние до заданной точки. Это открытие заставило детей поставить перед собой новую учебную задачу.
Программа курса географии для седьмого класса вся построена как постоянное преодоление, переосмысление и переконструирование известных знаний, способов действия, через создание новых ситуаций и условий.
Например, с помощью модели «Идеальный материк» ученики формулируют основной географический закон — закон географической зональности. (Природные ландшафты Земли зональны и сменяют друг друга при движении от экватора к полюсам. Определяет зональность соотношение тепла и влаги на Земле.) Однако попадая в новую ситуацию — например, рассматривая реальную карту Северной Америки,— дети обнаруживают, что на этой территории закон «не работает». (Природные ландшафты в Северной Америке расположены меридианально и сменяют друг друга при движении с запада на восток.) Возникает необходимость вносить изменения, корректировать известные детям способы конструирования природных ландшафтов Земли.
То есть, курс выстроен так, что каждая следующая тема показывает границы применимости предыдущих знаний, заставляет детей искать новые ходы, способы движения в предметном материале.
Именно в такой схеме и задается Д.Б. Элькониным и В.В. Давыдовым ядро учебной деятельности — учебная задача. Это построение нового способа действия — ощутимое для ребенка приращение мышления и понимания, чувственное и субъективным преодоление прежнего, сложившегося ранее способа действия.
Преемственность и развитие полученных в начальной школе компетентностей — на примере позиционного видения
Глядя на вещи определенным образом, человек должен одно временно предполагать существование другого взгляда, другого угла зрения, другой «разрешающей способности». Такое видение вещей можно назвать «позицией». Позиция — это не просто точка зрения. В начальной школе дети сталкивались с разными мнениями, и именно столкновение в дискуссии разных точек зрения давало им возможность прояснить основания того или иного способа действия. В позиции должны удерживаться и координироваться фактическое положение наблюдателя и видение другого человека.
Позиционное видение широко используется в географии, например, в том случае, когда ребенок со своего места одновременно «видит» объект так, как если бы находился в другом месте (с высоты «птичьего полета»). Позиционное видение позволяет использовать модельные средства свободно и осмысленно. Так, осознавание картосхем в качестве средств разных типов (как разных взглядов на одно и то же) позволяет ученику, например, по физической карте территории самостоятельно воссоздать ее климатическую карту.
Ученик начальной школы умело пользуется тем способом, который он вместе с классом сконструировал, выбирая из нескольких способов действий тот, который необходим для решения той или иной задачи.
Однако в системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова младший школьник не сталкивается с ситуациями, когда при работе с одним материалом необходимо одновременное его видение в разнородных системах понятий. Ученик основной школы, напротив, уже должен осуществлять свободный выбор способа рассмотрения (системы понятий), в рамках которого уместнее действовать в этой ситуации, задаче. Его выбор может быть определен ограничениями той или иной системы понятий.
Если младший школьник находится как бы «внутри» понятия, то подросток должен работать «с» понятием как со средством. Его взгляд должен становиться шире, чтобы видеть ограничения той или иной понятийной логики, понимать, какое новое знание может дать та или иная модель, а какое — нет.
Дополнительная информация о ведущем вебинара
Алексей Воронцов, кандидат педагогических наук, долгое время возглавляет Открытый институт «Развивающее образование», работает в Московском психолого-педагогическом университете. Выступал в качестве эксперта проектов образования и эксперта-разработчика национальной системы оценки качества образования в Институте проблем образовательной политики «Эврика». В последние годы занимается проблемой контрольно-оценочной деятельности в образовании, один из разработчиков ФГОС нового поколения, системы контрольно-измерительных материалов для мониторинга компетенций в начальной школе.
Интернет-ресурсы, где можно получить информацию о курсе «География» в основной школе Эльконина-Давыдова
Отзывы
В начале работы у ребят возникли определенные трудности, не все смогли ответить на вопрос: «Что представляют собой способы?». Первыми сообразили участники группы «География», назвав один из самых распространенных способов – наблюдение. И работа в каждой группе активизировалась. Ребята показали хорошее умение искать необходимую информацию, «отсеивать» ненужную, активно использовали Интернет-ресурсы, книги и пособия по окружающему миру и естествознанию. Перед представлением результатов работы каждой группы были определены критерии оценки: содержательность, логика изложения материала, грамотность оформления и творческий подход.
Выбрав несколько объектов исследования, ученики в группе воспользовались всеми способами. Так, были сделаны записи по результатам наблюдения за животным миром Крылатских холмов (особенно всем понравилась смелая белка).
При выяснении гипотезы "ручеек назван Меленой так из-за мелководности" ученики воспользовались методом опроса. Местные жители высказывали самые различные предположения по поводу названия речки и образования Крылатских холмов. Глазомерная съемка Холмов, определение высоты холмов с помощью условных реек, расчет скорости течения реки – все это работа математического характера.
Настоящим "географом" стал Эмир Рамазанов, который попробовал создать собственную интерактивную карту. Эмир быстро решил задачу на определение расстояния по интерактивной карте, познакомился с сайтом "Русское Географическое Общество" и попробовал пройти тестирование на определение уровня географической эрудиции. (
http://school.oiro.net/)