Новлянская Зинаида Николаевна (р. 1942 г.) – кандидат психологических наук, ведущий сотрудник ПИРАО. Закончила филологический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова и аспирантуру НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР(в настоящее время – Психологический институт РАО). В 1971 году защитила кандидатскую диссертацию по теме «Элементарные проявления литературно - творческих способностей у детей младшего школьного возраста ».
В соавторстве с Г.Н. Кудиной провела многолетнее экспериментальное исследование психолого-педагогических условий литературного развития школьников и разработала на его основе курс «Литература как предмет эстетического цикла», охватывающий весь период обучения (с первого по выпускной класс) в общеобразовательной школе.
Область научных интересов: психология художественного творчества, литературно-творческие способности, психология учения, психология читательской деятельности, психология литературного развития детей, диагностика литературного развития. В 1999 году была удостоена премии Правительства Российской Федерации в области образования за разработку и создание комплекта учебно-методических пособий для общеобразовательных учреждений.
В 2007 году награждена медалью им. Г.И. Челпанова (второй степени) «За вклад в развитие психологической науки».
З.Н. Новлянская – автор более 200 опубликованных научных и методических работ, трёх сборников лирики, художественных произведений для детей.
Главные среди них: - Почему дети фантазируют? «Знание», М., 1978.
- Ступеньки к творчеству (в соавторстве с А.А. Мелик-Пашаевым). «Искусство в школе». М.,1995.
- Как развивать художественное восприятие у школьников? (в соавторстве с А.А. Мелик-Пашаевым и Г.Н. Кудиной) «Знание», М., 1988.
- Художник в каждом ребёнке (в соавторстве с А.А. Мелик-Пашаевым). «Просвещение». М., 2008.
- О способностях к литературному творчеству. Глава в учебном пособии «Психология одарённости детей и подростков».2-е изд. М.:Akadema 2000 г. Тираж 30000 экз.
- Учение и творчество. «Российская Академия образования. Психологический институт». М., 2010
Работы З.Н. Новлянской , связанные с тематикой обучения литературному чтению и литературе: - Роль установок в развитии художественного восприятия.// Традиции и новаторство в музыкально-эстетическом образовании. М.: «Флинта»1999.0,3 п.л. Тираж 1000 экз.
- Путь к Пушкину.(Творческое наследие поэта в школьном курсе «Литература как предмет эстетического цикла») // А.С. Пушкин и российское историко-культурное сознание: материалы 3-й международной конференции по исторической психологии российского сознания. Том 5,выпуск 1.- Самара, 1999. 0,2 п.л.
- Преподаватель искусства как художественный критик. М.: ГОМЦ «Школьная книга», 2000. 0,15 п.л. Тираж 2000экз.
- Освоение художественной формы на уроках литературы в начальной школе.// Психологическая наука и образование. № 1. 2000. 0, 4 п.л. Тираж 2000 экз.
- Литературно-творческое развитие школьников: общая концепция художественного развития.// Одарённые дети: теория и практика.( В соавторстве с Г.Н.Кудиной , А.А. Мелик-Пашаевым).- М.: 2001 0,75 п.л.
- Что такое общее образование? ( в соавторстве с А.А. Мелик-Пашаевым). // «Управление школой», 2003, №1, 0,1 п.л.
- Самореализация в творчестве. ( в соавторстве с А.А. Мелик-Пашаевым) // Индивидуальные различия и проблема индивидуальности. – М.: Уникум-Центр. 2003. 0,2 п.л.
- Концепция курса «Литература как предмет эстетического цикла» (в соавторстве с Г.Н.Кудиной). – М.: Эврика, 2004. 1.5 п.л. Тираж 3 000 экз.
- Роль авторской позиции в художественном развитии ребёнка.// «Искусство в школе», 20004,№ 5. 0,15 п.л.
- Курс «Литература как предмет эстетического цикла» в системе развивающего обучения (в соавторстве с Г.Н.Кудиной). // «Вопросы психологии». 2005, № 4. 0,6 п.л. Тираж 4 100 экз.
- Становление читательской позиции у детей и подростков. (в соавторстве с Г.Н.Кудиной.) Библиопсихология и библиотерапия. М.: «Школьная библиотека», 2005. 0,7 п.л. Тираж 3 000 экз.
- Литературное творчество в общеобразовательной школе.// Северный модерн. Диалог культур. – Санкт-Петербург.: Европейский Дом. 2005. 0,3 п.л. Тираж не указан.
- Психологические основы художественного развития (в соавторстве с А.А. Мелик-Пашаевым, Г.Н.КУдиной, А.А. Адаскиной, Н.Ф.Чубук). М., МГППУ, 2006,160с. Тираж 1000 экз.
- Тест грамотности чтения (Художественные тексты. Эпос Лирика). Мониторинг учебно-предметных компетенций в начальной школе / под ред. П.Г.Нежнова, Б.И.Хасана Б.Д,Эльконина. (в соавторстве с Г,Н, Кудиной). М., Университетская книга, 2007, с.79-83. Тираж 500 экз.
- Методики исследования и проблемы диагностики художественно-творческого развития детей. Методические рекомендации для педагогов общеобразовательных школ. (в соавторстве с А.А.Мелик-Пашаевым, А.А.Адаскиной, Г.Н. Кудиной,, Н.Ф. Чубук) Дубна: Феникс+, 2009. 272с. Тираж 2 000 экз.
- Методики исследования и проблемы диагностики художественно-творческого развития детей. (в соавторстве с А.А.Мелик-Пашаевым, А.А.Адаскиной, Г.Н.Кудиной,, Н.Ф.Чубук) «Дефектология», №5, 2009. 0,75 п.л.
- Тест грамотности чтения художественных текстов. Диагностика учебной успешности в начальной школе. М. Открытый институт «Развивающее образование». (в соавторстве с Г.Н, Кудиной). – М.:2009. 75-85с. Тираж 500 экз.
Учебники - Литературное чтение. Учебник-тетрадь для 1 класса трехлетней и 2 класса четырехлетней начальной школы (в соавторстве с Г.Н. Кудиной.) М.: ИНТОР, 1998. – 16 п.л. Тираж 15 000 экз.
- Литература как предмет эстетического цикла. «Литературное чтение». Учебник-хрестоматия для 1-го класса четырехлетней начальной школы (в соавторстве с Г,.Н.Кудиной). 2-е изд. – М.: Издательский дом «ОНИКС 21 век»: «Дом педагогики», 2001. 13,44 п.л. Тираж 10 000 экз.
- Литературное чтение. Учебник для 2-го класса четырехлетней начальной школы (в соавторстве с Г.Н.Кудиной). 2-е изд. перераб. и доп. – М.: ООО «Издательский дом «ОНИКС 21 век»: ЗАО «Дом педагогики», 2002. 13,44 п.л. Тираж 10 000 экз.
- Литературное чтение. Учебник-хрестоматия для 3-го класса четырехлетней начальной школы. В двух частях. Часть 1 (в соавторстве с Г.Н.Кудиной). – М.: ООО «Издательский дом «ОНИКС 21 век», 2002. 10,08 п.л. Тираж 10 000 экз.
- Литературное чтение. Учебник-хрестоматия для 3-го класса четырехлетней начальной школы. В двух частях. Часть 2 (в соавторстве с Г.Н. Кудиной). – М.: ООО «Издательский дом «ОНИКС 21 век», 2002. 10,92 п.л. Тираж 10 000 экз.
- Литературное чтение. Учебник для 1-го класса четырехлетней начальной школы (в соавторстве с Г.Н.Кудиной). – 3-е изд. испр. – М.: ООО «Издательский дом «ОНИКС 21 век», 2003.10, 92 п.л. Тираж 15 000 экз.
- Литературное чтение. Учебник для 2-го класса четырехлетней начальной школы. В двух частях. Часть 1 (в соавторстве с Г.Н.Кудиной). – 3-е изд, испр. и доп. -М.: ООО «Издательский дом «ОНИКС 21 век», 2003. 10,08 п.л. Тираж 10 000 экз.
- Литературное чтение. Учебник для 2-го класса четырехлетней начальной школы. В двух частях. Часть 2 (в соавторстве с Г.Н.Кудиной). -3-е изд., испр. и доп. – М.: ООО «Издательский дом «ОНИКС 21 век», 2003. 10,92 п.л. Тираж 10 000 экз.
- Литературное чтение. Учебник для 3-го класса четырехлетней начальной школы: В двух частях. Часть 1 (в соавторстве с Г.Н.Кудиной). – 2-е изд. – М.: ООО «Издательский дом «ОНИКС 21 век», 2003.10, 08 п.л. Тираж 15 000 экз.
- Литературное чтение. Учебник для 3-го класса четырехлетней начальной школы: В двух частях. Часть 2 (в соавторстве с Г.Н.Кудиной). – 2-е изд. – М.: ООО «Издательский дом «ОНИКС 21 век», 2003.10, 92 п.л. Тираж 15 000 экз.
- Литературное чтение. Учебник для 4-го класса четырехлетней начальной школы. В двух частях. Часть 1 (в соавторстве с Г.Н.Кудиной). – М. ООО «Издательский дом «ОНИКС 21 век», 2003. 10, 92 п.л. Тираж 10 000 экз.
- Литературное чтение. Учебник для 4-го класса четырехлетней начальной школы. В двух частях. Часть 2 (в соавторстве с Г.Н.Кудиной). – М. ООО «Издательский дом «ОНИКС 21 век», 2003. 10, 08 п.л. Тираж 10 000 экз.
- Литературное чтение. Учебник для 4-го класса четырехлетней начальной школы: В двух частях. Часть 1 (в соавторстве с Г.Н.Кудиной) – 2-е изд. М.: ООО «Издательский дом «ОНИКС 21 век», 2004. 10, 92 п.л. Тираж 7 000 экз.
- Литературное чтение. Учебник для 4-го класса четырехлетней начальной школы: В двух частях. Часть 2 (в соавторстве с Г.Н.Кудиной) – 2-е изд. М.: ООО «Издательский дом «ОНИКС 21 век», 2004. 10, 08 п.л. Тираж 7 000 экз.
- Литературное чтение. Учебник для 1-го класса четырехлетней начальной школы (в соавторстве с Г.Н.Кудиной). 4-е изд., испр. – М.: ООО «Издательский дом «ОНИКС 21 век», 2005. 10,92 п.л. Тираж 2 200 экз.
- Литературное чтение. Учебник для 4-го класса начальной школы: В двух частях. Часть 1 (в соавторстве с Г.Н.Кудиной). – 3-е изд. – М.: Издательство Оникс, 2005. 10, 92 п.л. Тираж 10 000 экз.
- Литературное чтение. Учебник для 4-го класса начальной школы: В двух частях. Часть 2 (в соавторстве с Г.Н.Кудиной). – 3-е изд. – М.: Издательство Оникс, 2005. 10, 08 п.л. Тираж 10 000 экз.
Учебные пособия - История мировой литературы. Литературные памятники Средневековья. Тексты (составлены в соавторстве с Г.Н.Кудиной). М.: ИНТОР, 1998. – 18 п.л. Тираж 10 000 экз.
- История мировой литературы. Восьмой класс. Книга I. Эпоха Возрождения. Тексты (составлены в соавторстве с Г.Н.Кудиной). М.-Самара. Корпорация «Федоров», Элиста: Издательский дом «Федоров», 1999 – 24,05 п.л. Тираж 10 000 экз.
- История мировой литературы. Восьмой класс. Книга II. Классицизм. Эпоха Просвещения. Тексты (составлены в соавторстве с Г.Н.Кудиной). М. –Самара: Корпорация «Федоров», Элиста: Издательский дом «Федоров», 1999. – 21,45 п.л. Тираж 10 000 экз.
- История мировой литературы. Восьмой класс. Книга III. Литература XIX – XX вв. Тексты к урокам (составлены в соавторстве с Г.Н.Кудиной). М.- Самара: Корпорация «Федоров», Элиста: Издательский дом «Федоров», 1999. 2,6 п.л. Тираж 10 000 экз.
- Литература. Учебное пособие для 5 класса. В 2-х частях. Часть 1.(в соавторстве с Г.Н.Кудиной) – М.: Издательство ОНИКС, 2005г. – 288с тираж 5000экз.
- Литература. Учебное пособие для 5 класса. В 2-х частях. Часть 2.(в соавторстве с Г.Н.Кудиной) – М.: Издательство ОНИКС, 2005г. – 288с тираж 5000экз.
- Литература. Учебное пособие для 6 класса. В 2-х частях. Часть 1.(в соавторстве с Г.Н.Кудиной) – М.: Издательство ОНИКС, 2006г. – 288с тираж 5000экз. 6 класс
- Литература. Учебное пособие для 6 класса. В 2-х частях. Часть 2.(в соавторстве с Г.Н.Кудиной) – М.: Издательство ОНИКС, 2006г. – 320с тираж 5000экз
- Литература. Учебное пособие для 7 класса. В 2-х частях. Часть 1.(в соавторстве с Г.Н.Кудиной) – М.: Издательство ОНИКС, 2007г. –336с тираж 5000экз.
- Литература. Учебное пособие для 7 класса. В 2-х частях. Часть 2. (в соавторстве с Г.Н.Кудиной) – М.: Издательство ОНИКС, 2007г. – 368с тираж 5000экз
Методические пособия - Литература как предмет эстетического цикла. Методическое пособие. 7 класс (в соавторстве с Г.Н.Кудиной). М.: ИНТОР, 1998. -22 п.л. Тираж 3 000 экз.
- Литература как предмет эстетического цикла. Методическое пособие. 1 класс (в соавторстве с Г.Н.Кудиной). 4-е изд., перераб. – М.: ИНТОР, 1998. – 13 п.л. Тираж 2 000 экз.
- Литература как предмет эстетического цикла. Методическое пособие. 8 класс (в соавторстве с Г.Н.Кудиной). М.-Самара: Корпорация «Федоров», Элиста: «Издательский дом «Федоров», 1999. – 25,5 п.л. Тираж 2 000 экз.
- Методическое пособие к учебнику «Литературное чтение» для 1-го класса четырехлетней начальной школы (в соавторстве с Г.Н.Кудиной). 2-е изд., перераб. и доп. М.: Издательский дом «ОНИКС 21 век», 2003. 14,0 п.л. Тираж 2 000 экз.
- Методическое пособие к учебнику «Литературное чтение» для 2-го класса четырехлетней начальной школы (в соавторстве с Г.Н.Кудиной). Изд. 6-е, перераб. и доп. – М.: Издательский дом «ОНИКС 21 век», 2003. 17 п.л. Тираж 2 000 экз.
- Методическое пособие к учебнику «Литературное чтение» для 4-го класса четырехлетней начальной школы (в соавторстве с Г.Н.Кудиной). – Изд. 4-е, перераб. и доп. – М.: Издательский дом «ОНИКС 21 век», 2003. 22,0. п.л. Тираж 3 000 экз.
- Программа курса «литературное чтение» для четырехлетней начальной школы (в соавторстве с Г.Н.Кудиной). – М.: ООО «Издательский дом «ОНИКС 21 век», 2003. 2,5 п.л. Тираж 1 000 экз.
- Литературное чтение. Программа для начальной школы (в соавторстве с Г.Н.Кудиной). // Сборник программ для начальной общеобразовательной школы. (Система Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова). 2-е изд., дораб. М.: Вита-Пресс, 2004. 2 п.л. Тираж 3 000 экз.
- Методическое пособие к учебнику «литературное чтение» для 3-го класса начальной школы (в соавторстве с Г.Н.Кудиной). – Изд. 6-е, перераб. и доп. – М.: Издательство Оникс, 2005. 20,0 п.л. Тираж 1 000 экз.
- Литература. 5 класс. Методическое пособие (в соавторстве с Г.Н.Кудиной). – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Оникс, 2005. – 528с. Тираж 2 000 экз.
- Литература. 6 класс Методическое пособие (в соавторстве с Г.Н.Кудиной). – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Оникс, 2007. – 656с. Тираж 2 000 экз.
- Литературное чтение. Программа. 1 – 4 классы. Литература. Программа 5 – 11 классы (в соавторстве с Г.Н.Кудиной). – М.: Издательство Оникс, 2007. – 128с. Тираж 1 000 экз.
|