Форма входа
Главная » Персоналии » Ведущие семинаров

Новлянская Зинаида Николаевна
Новлянская Зинаида Николаевна (р. 1942 г.) – кандидат психологических наук, ведущий сотрудник ПИРАО.
Закончила филологический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова и аспирантуру НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР(в настоящее время – Психологический институт РАО). В 1971 году защитила    кандидатскую диссертацию по теме  «Элементарные проявления литературно - творческих способностей  у детей младшего школьного возраста ».

В соавторстве с  Г.Н. Кудиной   провела   многолетнее экспериментальное  исследование психолого-педагогических условий литературного развития  школьников и разработала  на его основе курс «Литература как предмет эстетического цикла», охватывающий весь период обучения (с первого по выпускной класс) в общеобразовательной школе.

Область научных интересов:  психология  художественного творчества, литературно-творческие способности, психология  учения,  психология  читательской деятельности, психология литературного развития детей, диагностика  литературного развития.
В 1999 году была удостоена премии Правительства Российской Федерации в области образования  за   разработку и создание комплекта учебно-методических пособий для общеобразовательных  учреждений.

В 2007 году награждена медалью им. Г.И. Челпанова (второй степени)  «За вклад в развитие психологической науки».

З.Н. Новлянская – автор более 200  опубликованных научных и методических работ, трёх сборников лирики, художественных произведений для детей. 

Главные среди них:
  1. Почему дети фантазируют?  «Знание», М., 1978.
  2. Ступеньки к творчеству (в соавторстве с А.А. Мелик-Пашаевым). «Искусство  в школе». М.,1995.
  3. Как развивать художественное восприятие у школьников? (в соавторстве с А.А. Мелик-Пашаевым и Г.Н. Кудиной) «Знание», М., 1988.
  4. Художник в каждом ребёнке (в соавторстве с А.А. Мелик-Пашаевым). «Просвещение». М., 2008.
  5. О способностях к литературному творчеству. Глава в учебном пособии «Психология одарённости детей и подростков».2-е изд. М.:Akadema 2000 г. Тираж 30000 экз. 
  6. Учение и творчество. «Российская Академия образования.  Психологический институт». М., 2010
Работы З.Н.  Новлянской , связанные с тематикой  обучения литературному чтению и литературе:
  1. Роль установок в развитии художественного восприятия.// Традиции и новаторство в музыкально-эстетическом образовании. М.: «Флинта»1999.0,3 п.л. Тираж 1000 экз.
  2. Путь к Пушкину.(Творческое наследие поэта в школьном курсе «Литература как предмет эстетического цикла») // А.С. Пушкин и российское историко-культурное сознание: материалы  3-й международной конференции по исторической психологии российского сознания. Том 5,выпуск 1.- Самара, 1999. 0,2 п.л.
  3. Преподаватель искусства как художественный критик. М.: ГОМЦ «Школьная книга», 2000. 0,15 п.л.  Тираж 2000экз.
  4. Освоение художественной формы на уроках литературы в начальной школе.// Психологическая наука и образование. № 1. 2000. 0, 4 п.л. Тираж 2000 экз.
  5. Литературно-творческое развитие школьников: общая концепция художественного развития.// Одарённые дети: теория и практика.( В соавторстве с Г.Н.Кудиной , А.А. Мелик-Пашаевым).- М.: 2001 0,75 п.л.
  6. Что такое общее образование? ( в соавторстве с А.А. Мелик-Пашаевым). // «Управление школой», 2003, №1, 0,1 п.л.
  7. Самореализация в творчестве. ( в соавторстве с А.А. Мелик-Пашаевым) // Индивидуальные различия и проблема индивидуальности. – М.: Уникум-Центр. 2003. 0,2 п.л.
  8. Концепция курса «Литература как предмет эстетического цикла» (в соавторстве с Г.Н.Кудиной). – М.: Эврика, 2004. 1.5 п.л. Тираж 3 000 экз.
  9. Роль авторской позиции в художественном развитии ребёнка.// «Искусство в школе», 20004,№ 5. 0,15 п.л. 
  10. Курс «Литература как предмет эстетического цикла» в системе развивающего обучения (в соавторстве с Г.Н.Кудиной). // «Вопросы психологии». 2005, № 4. 0,6 п.л. Тираж 4 100 экз.
  11. Становление читательской позиции у детей и подростков. (в соавторстве с Г.Н.Кудиной.) Библиопсихология и библиотерапия. М.: «Школьная библиотека», 2005. 0,7 п.л. Тираж 3 000 экз.
  12. Литературное творчество в общеобразовательной школе.// Северный модерн. Диалог культур. – Санкт-Петербург.: Европейский Дом. 2005. 0,3 п.л. Тираж не указан.
  13. Психологические основы художественного развития (в соавторстве с А.А. Мелик-Пашаевым, Г.Н.КУдиной, А.А. Адаскиной, Н.Ф.Чубук). М., МГППУ, 2006,160с. Тираж 1000 экз.
  14. Тест грамотности чтения (Художественные тексты. Эпос Лирика). Мониторинг учебно-предметных компетенций в начальной школе / под ред. П.Г.Нежнова, Б.И.Хасана Б.Д,Эльконина. (в соавторстве с Г,Н, Кудиной). М., Университетская книга, 2007, с.79-83. Тираж 500 экз.
  15. Методики исследования и проблемы диагностики художественно-творческого развития детей. Методические рекомендации для педагогов общеобразовательных школ. (в соавторстве с А.А.Мелик-Пашаевым, А.А.Адаскиной, Г.Н. Кудиной,, Н.Ф. Чубук) Дубна: Феникс+, 2009. 272с. Тираж 2 000 экз.
  16. Методики исследования и проблемы диагностики художественно-творческого развития детей. (в соавторстве с А.А.Мелик-Пашаевым, А.А.Адаскиной, Г.Н.Кудиной,, Н.Ф.Чубук) «Дефектология», №5, 2009. 0,75 п.л.
  17. Тест грамотности чтения художественных текстов. Диагностика учебной успешности в начальной школе. М. Открытый институт «Развивающее образование». (в соавторстве с Г.Н, Кудиной). – М.:2009. 75-85с. Тираж 500 экз.
Учебники
  1. Литературное чтение. Учебник-тетрадь для 1 класса трехлетней и 2 класса четырехлетней начальной школы (в соавторстве с Г.Н. Кудиной.) М.: ИНТОР, 1998. – 16 п.л. Тираж 15 000 экз.
  2. Литература как предмет эстетического цикла. «Литературное чтение». Учебник-хрестоматия для 1-го класса четырехлетней начальной школы (в соавторстве с Г,.Н.Кудиной). 2-е изд. – М.: Издательский дом «ОНИКС 21 век»: «Дом педагогики», 2001. 13,44 п.л. Тираж 10 000 экз.
  3. Литературное чтение. Учебник для 2-го класса четырехлетней начальной школы (в соавторстве с Г.Н.Кудиной). 2-е изд. перераб. и доп. – М.: ООО «Издательский дом «ОНИКС 21 век»: ЗАО «Дом педагогики», 2002. 13,44 п.л. Тираж 10 000 экз.
  4. Литературное чтение. Учебник-хрестоматия для 3-го класса четырехлетней начальной школы. В двух частях. Часть 1 (в соавторстве с Г.Н.Кудиной). – М.: ООО «Издательский дом «ОНИКС 21 век», 2002. 10,08 п.л. Тираж 10 000 экз.
  5. Литературное чтение. Учебник-хрестоматия для 3-го класса четырехлетней начальной школы. В двух частях. Часть 2 (в соавторстве с Г.Н. Кудиной). – М.: ООО «Издательский дом «ОНИКС 21 век», 2002. 10,92 п.л. Тираж 10 000 экз.
  6. Литературное чтение. Учебник для 1-го класса четырехлетней начальной школы (в соавторстве с Г.Н.Кудиной). – 3-е изд. испр. – М.: ООО «Издательский дом «ОНИКС 21 век», 2003.10, 92 п.л. Тираж 15 000 экз.
  7. Литературное чтение. Учебник для 2-го класса четырехлетней начальной школы. В двух частях. Часть 1 (в соавторстве с Г.Н.Кудиной). – 3-е изд, испр. и доп. -М.: ООО «Издательский дом «ОНИКС 21 век», 2003. 10,08 п.л. Тираж 10 000 экз.
  8. Литературное чтение. Учебник для 2-го класса четырехлетней начальной школы. В двух частях. Часть 2 (в соавторстве с Г.Н.Кудиной). -3-е изд., испр. и доп. – М.: ООО «Издательский дом «ОНИКС 21 век», 2003. 10,92 п.л. Тираж 10 000 экз.
  9. Литературное чтение. Учебник для 3-го класса четырехлетней начальной школы: В двух частях. Часть 1 (в соавторстве с Г.Н.Кудиной). – 2-е изд. – М.: ООО «Издательский дом «ОНИКС 21 век», 2003.10, 08 п.л. Тираж 15 000 экз.
  10. Литературное чтение. Учебник для 3-го класса четырехлетней начальной школы: В двух частях. Часть 2 (в соавторстве с Г.Н.Кудиной). – 2-е изд. – М.: ООО «Издательский дом «ОНИКС 21 век», 2003.10, 92 п.л. Тираж 15 000 экз.
  11. Литературное чтение. Учебник для 4-го класса четырехлетней начальной школы. В двух частях. Часть 1 (в соавторстве с Г.Н.Кудиной). – М. ООО «Издательский дом «ОНИКС 21 век», 2003. 10, 92 п.л. Тираж 10 000 экз.
  12. Литературное чтение. Учебник для 4-го класса четырехлетней начальной школы. В двух частях. Часть 2 (в соавторстве с Г.Н.Кудиной). – М. ООО «Издательский дом «ОНИКС 21 век», 2003. 10, 08 п.л. Тираж 10 000 экз.
  13. Литературное чтение. Учебник для 4-го класса четырехлетней начальной школы: В двух частях. Часть 1 (в соавторстве с Г.Н.Кудиной) – 2-е изд. М.: ООО «Издательский дом «ОНИКС 21 век», 2004. 10, 92 п.л. Тираж 7 000 экз.
  14. Литературное чтение. Учебник для 4-го класса четырехлетней начальной школы: В двух частях. Часть 2 (в соавторстве с Г.Н.Кудиной) – 2-е изд. М.: ООО «Издательский дом «ОНИКС 21 век», 2004. 10, 08 п.л. Тираж 7 000 экз.
  15. Литературное чтение. Учебник для 1-го класса четырехлетней начальной школы (в соавторстве с Г.Н.Кудиной). 4-е изд., испр. – М.: ООО «Издательский дом «ОНИКС 21 век», 2005. 10,92 п.л. Тираж 2 200 экз.
  16. Литературное чтение. Учебник для 4-го класса начальной школы: В двух частях. Часть 1 (в соавторстве с Г.Н.Кудиной). – 3-е изд. – М.: Издательство Оникс, 2005. 10, 92 п.л. Тираж 10 000 экз.
  17. Литературное чтение. Учебник для 4-го класса начальной школы: В двух частях. Часть 2 (в соавторстве с Г.Н.Кудиной). – 3-е изд. – М.: Издательство Оникс, 2005. 10, 08 п.л. Тираж 10 000 экз.
Учебные пособия
  1. История мировой литературы. Литературные памятники Средневековья. Тексты (составлены в соавторстве с Г.Н.Кудиной). М.: ИНТОР, 1998. – 18 п.л. Тираж 10 000 экз.
  2. История мировой литературы. Восьмой класс. Книга I. Эпоха Возрождения. Тексты (составлены в соавторстве с Г.Н.Кудиной). М.-Самара. Корпорация «Федоров», Элиста: Издательский дом «Федоров», 1999 – 24,05 п.л. Тираж 10 000 экз.
  3. История мировой литературы. Восьмой класс. Книга II. Классицизм. Эпоха Просвещения. Тексты (составлены в соавторстве с Г.Н.Кудиной). М. –Самара: Корпорация «Федоров», Элиста: Издательский дом «Федоров», 1999. – 21,45 п.л. Тираж 10 000 экз.
  4. История мировой литературы. Восьмой класс. Книга III. Литература XIX – XX вв. Тексты к урокам (составлены в соавторстве с Г.Н.Кудиной). М.- Самара: Корпорация «Федоров», Элиста: Издательский дом «Федоров», 1999. 2,6 п.л. Тираж 10 000 экз.
  5. Литература. Учебное пособие для 5 класса. В 2-х частях. Часть 1.(в соавторстве с Г.Н.Кудиной) – М.: Издательство ОНИКС, 2005г. – 288с тираж 5000экз. 
  6. Литература. Учебное пособие для 5 класса. В 2-х частях. Часть 2.(в соавторстве с Г.Н.Кудиной) – М.: Издательство ОНИКС, 2005г. – 288с тираж 5000экз.
  7. Литература. Учебное пособие для 6 класса. В 2-х частях. Часть 1.(в соавторстве с Г.Н.Кудиной) – М.: Издательство ОНИКС, 2006г. – 288с тираж 5000экз.  6 класс
  8. Литература. Учебное пособие для 6 класса. В 2-х частях. Часть 2.(в соавторстве с Г.Н.Кудиной) – М.: Издательство ОНИКС, 2006г. – 320с тираж 5000экз
  9. Литература. Учебное пособие для 7 класса. В 2-х частях. Часть 1.(в соавторстве с Г.Н.Кудиной) – М.: Издательство ОНИКС, 2007г. –336с тираж 5000экз.
  10. Литература. Учебное пособие для 7 класса. В 2-х частях. Часть 2. (в соавторстве с Г.Н.Кудиной) – М.: Издательство ОНИКС, 2007г. – 368с тираж 5000экз
Методические пособия
  1. Литература как предмет эстетического цикла. Методическое пособие. 7 класс (в соавторстве с Г.Н.Кудиной). М.: ИНТОР, 1998. -22 п.л. Тираж 3 000 экз.
  2. Литература как предмет эстетического цикла. Методическое пособие. 1 класс (в соавторстве с Г.Н.Кудиной). 4-е изд., перераб. – М.: ИНТОР, 1998. – 13 п.л. Тираж 2 000 экз.
  3. Литература как предмет эстетического цикла. Методическое пособие. 8 класс (в соавторстве с Г.Н.Кудиной). М.-Самара: Корпорация «Федоров», Элиста: «Издательский дом «Федоров», 1999. – 25,5 п.л. Тираж 2 000 экз.
  4. Методическое пособие к учебнику «Литературное чтение» для 1-го класса четырехлетней начальной школы (в соавторстве с Г.Н.Кудиной). 2-е изд., перераб. и доп. М.: Издательский дом «ОНИКС 21 век», 2003. 14,0 п.л. Тираж 2 000 экз.
  5. Методическое пособие к учебнику «Литературное чтение» для 2-го класса четырехлетней начальной школы (в соавторстве с Г.Н.Кудиной). Изд. 6-е, перераб. и доп. – М.: Издательский дом «ОНИКС 21 век», 2003. 17 п.л. Тираж 2 000 экз.
  6. Методическое пособие к учебнику «Литературное чтение» для 4-го класса четырехлетней начальной школы (в соавторстве с Г.Н.Кудиной). – Изд. 4-е, перераб. и доп. – М.: Издательский дом «ОНИКС 21 век», 2003. 22,0. п.л. Тираж 3 000 экз.
  7. Программа курса «литературное чтение» для четырехлетней начальной школы (в соавторстве с Г.Н.Кудиной). – М.: ООО «Издательский дом «ОНИКС 21 век», 2003. 2,5 п.л. Тираж 1 000 экз.
  8. Литературное чтение. Программа для начальной школы (в соавторстве с Г.Н.Кудиной). // Сборник программ для начальной общеобразовательной школы. (Система Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова). 2-е изд., дораб. М.: Вита-Пресс, 2004. 2 п.л. Тираж 3 000 экз.
  9. Методическое пособие к учебнику «литературное чтение» для 3-го класса начальной школы (в соавторстве с Г.Н.Кудиной). – Изд. 6-е, перераб. и доп. – М.: Издательство Оникс, 2005. 20,0 п.л. Тираж 1 000 экз.
  10. Литература. 5 класс. Методическое пособие (в соавторстве с Г.Н.Кудиной). – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Оникс, 2005. – 528с.  Тираж 2 000 экз.
  11. Литература. 6 класс Методическое пособие (в соавторстве с Г.Н.Кудиной). – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Оникс, 2007. – 656с.  Тираж 2 000 экз.
  12. Литературное чтение. Программа. 1 – 4 классы. Литература. Программа 5 – 11 классы (в соавторстве с Г.Н.Кудиной).  – М.: Издательство Оникс, 2007. – 128с.  Тираж 1 000 экз.
Категория: Ведущие семинаров | Добавил: Darena (17.03.2013)
Просмотров: 4335 | Рейтинг: 5.0/1